Об итогах работы с обращениями граждан в 2019 году


В 2019 году согласно статистическим данным подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 42725 обращений граждан, тогда как  в АППГ – 41337, что свидетельствует о незначительном росте общего количественного показателя рассмотренных обращений граждан на 3,2 %.

Согласно сложившейся практике, граждане обращаются в аппарат Главного управления по вопросам, подлежащим рассмотрению должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, в связи с чем для разрешения в Следственный комитет Российской Федерации направлено более 440 обращений.

В анализируемом периоде в Главном управлении разрешено по существу 24354 обращений (АППГ – 22891, +6%), из которых удовлетворено 4 обращения (АППГ – 9, -55,5%), отклонено – 425 (АППГ – 305, +28,2 %), по 23884 обращениям даны разъяснения по существу (АППГ – 22577, +5,4 %).

В основном, в отчетном периоде по результатам рассмотрения обращений заявителям направлялись ответы разъяснительного характера (98 % от общего количества разрешенных обращений).

В анализируемом периоде в Главном управлении по итогам разрешения удовлетворено 4 обращения (АППГ – 9, -55,5%).

Из общего количества разрешенных обращений: 13602 – по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении (АППГ – 11949, + 12,1 %); 9442 – по вопросам предварительного следствия (АППГ – 9084, + 3,7 %); 1310 – по другим вопросам деятельности Главного управлении (АППГ – 1858, - 29,4 %).

В связи с отсутствием вопросов, относящихся к компетенции, как Главного управления, так и СК России в целом, подразделениями Главного управления направлено на разрешение в органы прокуратуры 1409 обращений (АППГ – 2306, - 39 %), в другие министерства, ведомства и суды – 15977 (АППГ – 15018, + 6 %).

Также по результатам рассмотрения обращений приняты следующие решения: оставлено без ответа по рапорту – 143 (АППГ – 222, - 35 %), оставлено без разрешения по существу с уведомлением заявителя – 60 (АППГ – 85, -29%), прекращена переписка – 26 (АППГ – 2, + 92 %), возвращено обращений с жалобой на судебное решение с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения – 8 (АППГ – 3, +62,5 %), возвращено обращений, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, с разъяснением заявителю – 512 (АППГ – 338, + 34%).

В отчетном периоде разрешено 7 повторных обращений (АППГ – 21, -67%). При этом решения об удовлетворении указанных обращений не принимались.

Таким образом, общее количество рассмотренных в Главном управлении и его следственных органах повторных обращений в 2019 году существенно уменьшилось по сравнению с АППГ. Данный факт указывает на то, что руководителями подразделений аппарата и территориальных следственных подразделений Главного управления с целью предотвращения поступления повторных обращений на постоянной основе принимаются безотлагательные меры к внимательному отношению к заявителям.

Дубликатами являлись 188 обращений, в связи с чем они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 472, - 60%).

Согласно сложившейся практике, граждане обращаются не только в территориальные следственные подразделения, но непосредственно в аппарат Главного управления по вопросам, подлежащим рассмотрению руководителями нижестоящих следственных управлений и отделов, в связи с чем для разрешения в территориальные следственные подразделения Главного управления направлено – 28783 обращений (АППГ – 28523, +0,9%).

В связи со стабильно высоким числовым показателем указанной категории обращений граждан руководителям следственных подразделений Главного управления указано на принятие достаточных мер по оптимизации работы по указанному направлению деятельности, повышению доверия к следственным органам Следственного комитета Российской Федерации, а также к исключению фактов поступления повторных обращений граждан.

В соответствующие следственные органы Следственного комитета Российской Федерации направлено 4471 обращений (АППГ – 5390, -17%). Значительное число таких обращений обусловлено тем, что в Главное управление поступает большое количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц следственных органов других субъектов Российской Федерации, а также адресованных в Следственный комитет Российской Федерации, так как граждане зачастую не представляют разницы между центральным аппаратом Следственного комитета Российской Федерации и Главным управлением, считая, что это один и тот же орган. В целях минимизации таких обращений Главным управлением на официальном сайте размещена информация о компетенции Главного управления.

Помимо рассмотрения обращений граждан и организаций сотрудниками Главного управления большое внимание уделяется разрешению жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Так, в 2019 году разрешено по существу 1437 жалоб (АППГ – 1174, +18 %), в том числе 324 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 282, +13%), из которых решение удовлетворено не принималось  (АППГ – 4). Кроме того, в Главном управлении разрешено 1113 жалоб  на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 892, +20%).

В отчетном периоде заявители обращались с жалобами на отказ в регистрации сообщения о преступлении – 16, на возбуждение уголовного дела – 8, отказ в возбуждении уголовного дела – 155, на неуведомление заявителя о принятом процессуальном решении – 21, привлечение в качестве обвиняемого – 120, избрание меры пресечения – 19, нарушения разумного срока уголовного судопроизводства – 8, применение незаконных методов расследования – 2, нарушение прав потерпевшего – 17, нарушение процессуальных прав обвиняемого или подозреваемого – 127, прекращение уголовного дела – 15, на приостановление предварительного следствия по делу – 5, на неуведомление о принятом по делу процессуальном решении – 43 и по другим вопросам - 749.

В 2019 году также имелись факты обращения граждан в суд с жалобами на действия и решения сотрудников Главного управления в порядке ст. 125 УПК РФ.

Так, всего судами в 2019 году рассмотрено 363 жалобы (АППГ – 371, -0,5%) , из которых 25 (АППГ – 15, +40%) удовлетворено:

- 6 жалоб об отказе в регистрации сообщения  о преступлении;

- 8 жалоб на иные действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях;

- 1 жалоба о прекращении уголовного дела;

- 1 жалоба о неуведомлении о принятом по делу процессуальном решении;

- 9 жалоб на иные действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации при производстве предварительного следствия.

По итогам рассмотрения жалоб судами оставлено без удовлетворения 338 жалоб (АППГ – 356, -5%).

Главным управлением на постоянной основе контролируется неукоснительное соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан и организаций, а также эффективность их разрешения.