Об итогах работы с обращениями граждан в 2015 году


В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве (далее – Главное управление) работа с обращениями граждан осуществлялась в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказа Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», иными организационно – распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя Главного управления.

В 2015 г. подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 33701 обращение граждан, тогда как в АППГ – 30052, что свидетельствует об увеличении общего количественного показателя рассмотренных обращений граждан на 12,1 %.

В анализируемом периоде в Главном управлении разрешено по существу 19836 обращений (АППГ – 18995, + 4,4 %), из которых удовлетворено 21 обращение (АППГ – 164, - 87,2 %), отклонено – 2161 (АППГ – 4637, -53,4 %), по 17654 обращениям даны hазъяснения по существу (АППГ – 14194, +24,4 %).

В порядке ст. 124 УПК РФ разрешена 741 жалоба в порядке ст. 124 УПК РФ (АППГ – 691, + 7,2 %), в том числе 194 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 186), из которых 9 жалоб удовлетворены, а также 547 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 505), из которых 6 жалоб удовлетворены.

Также, по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении, рассмотрение которых не требует принятия решений в порядке ст. 124 УПК РФ, рассмотрено 11721 обращение (АППГ – 9559), из которых удовлетворено 4 (АППГ – 89). Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. указанный показатель вырос на 22,6 %.

Вместе с тем, на 18,9 % снизился количественный показатель обращений по вопросам проведения предварительного следствия, рассмотрение которых не требует принятия решений в порядке ст. 124 УПК РФ – 6963 (АППГ – 8585), из которых удовлетворено 2 обращения (АППГ – 75).

По другим вопросам деятельности Главного управления разрешено 411 обращений (АППГ – 160, +156,9 %).

В связи с отсутствием вопросов, относящихся к компетенции как Главного управления, так и Следственного комитета Российской Федерации в целом, подразделениями Главного управления направлено по принадлежности в органы прокуратуры 2543 обращения (АППГ – 2321, + 9,6 %), в другие министерства, ведомства и суды – 9684 (АППГ – 7256, + 33,5 %).

Неизменно высокий количественный показатель направленных в иные органы обращений граждан (36,3 % от общего количества рассмотренных обращений), разрешение которых не относится к компетенции следственных органов СК России, является стойкая убежденность заявителей в том, что органы Следственного комитета Российской Федерации являются высшей инстанцией правоохранительной системы Российской Федерации, уполномоченной осуществлять процессуальный контроль за деятельностью органов дознания, следственных органов других ведомств, а также органов прокуратуры и суда. В таких обращениях граждане выражают несогласие с принятыми решениями должностных лиц указанных органов и ставят вопрос об их отмене, а также принятии соответствующих мер, в том числе, административного и дисциплинарного характера.

Дубликатами являлись 836 обращений, в связи с чем, они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 991), кроме того, 802 обращения оставлены без разрешения и уведомления (АППГ – 489).

Помимо рассмотренных, на разрешение подчиненным руководителям и в соответствующие следственные органы СК России по территориальной принадлежности направлено 18279 обращений, тогда как в АППГ – 12883, то есть на 41,9 % больше.

Увеличение указанного показателя обусловлено тем, что в Главное управление поступает большое количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц следственных органов других субъектов Российской Федерации, а также адресованных в Следственный комитет Российской Федерации, так как граждане зачастую не представляют разницы между центральным аппаратом Следственного комитета и Главным следственным управлением по г. Москве, считая, что это один
и тот же орган.

В 2015 г. осуществлен личный прием 10470 граждан, тогда как в АППГ – 8557. Указанный рост свидетельствует об увеличении общего количества обратившихся на личный прием граждан на 22,3 %.

При этом, только в аппарате Главного управления осуществлен прием 4121 гражданина, в территориальных следственных подразделениях – 6349 (АППГ – 3353 и 5204, соответственно), в том числе руководителями следственных органов осуществлен прием 2267 граждан (АППГ – 1955,    +15,9 %), заместителями – 2066 (АППГ – 1373, +50,5 %).