Об итогах работы с обращениями граждан в 2016 году


В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве (далее – Главное управление) работа с обращениями граждан осуществлялась в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказа Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», иными организационно – распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя Главного управления.

В 2016 г. подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 38816 обращений граждан, тогда как в АППГ – 33701, что свидетельствует об увеличении общего количественного показателя рассмотренных обращений граждан на 15,2 %.

В анализируемом периоде в Главном управлении разрешено по существу 20779 обращений (АППГ – 19836, +4,8 %), из которых удовлетворено 9 обращений (АППГ – 21, - 57,1 %), отклонено – 771 (АППГ – 2161, -64,3 %), по 19999 обращениям даны разъяснения по существу (АППГ – 17654, +13,3 %).

Из общего количества разрешенных обращений: 11118 – по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении (АППГ – 11721, -5,1 %); 9232 – по вопросам предварительного следствия (АППГ – 6963, +32,6 %); 429 – по другим вопросам деятельности Главного управлении (АППГ – 411, +4,4 %).

В связи с отсутствием вопросов, относящихся к компетенции как Главного управления, так и Следственного комитета Российской Федерации в целом, подразделениями Главного управления направлено по принадлежности в органы прокуратуры 3593 обращения (АППГ – 2543, + 41,3 %), в другие министерства, ведомства и суды – 12862 (АППГ – 9684, + 32,9 %).

Неизменно высокий количественный показатель направленных в иные органы обращений граждан (42,4 % от общего количества рассмотренных обращений), разрешение которых не относится к компетенции следственных органов СК России, является стойкая убежденность заявителей в том, что органы Следственного комитета Российской Федерации являются высшей инстанцией правоохранительной системы Российской Федерации, уполномоченной осуществлять процессуальный контроль за деятельностью органов дознания, следственных органов других ведомств, а также органов прокуратуры и суда. В таких обращениях граждане выражают несогласие с принятыми решениями должностных лиц указанных органов и ставят вопрос об их отмене, а также принятии соответствующих мер, в том числе, административного и дисциплинарного характера.

Дубликатами являлись 550 обращений, в связи с чем они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 836).

Также по результатам рассмотрения обращений приняты следующие решения: оставлено без ответа по рапорту – 318; оставлено без разрешения по существу с уведомлением заявителя – 4; прекращена переписка – 322; возвращено обращений с жалобой на судебное решение с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения – 11; возвращено обращений, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, с разъяснением заявителю – 377, в территориальные следственные подразделения Главного управления направлено – 15631 обращение.

В соответствующие следственные органы СК России по принадлежности направлено 4560 обращений. Значительное число таких обращений обусловлено тем, что в Главное управление поступает большое количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц следственных органов других субъектов Российской Федерации, а также адресованных в Следственный комитет Российской Федерации, так как граждане зачастую не представляют разницы между центральным аппаратом Следственного комитета и Главным следственным управлением по г. Москве, считая, что это один и тот же орган.

Кроме этого, в Главном управлении большое внимание уделяется разрешению жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Так, в 2016 г. разрешено по существу 1346 жалоб (АППГ – 741, +81,6 %), в том числе 235 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 194). Кроме того в Главном управлении разрешено 1111 жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 547).

В отчетном периоде осуществлен личный прием 10978 граждан, тогда как в АППГ – 10470. Указанные показатели свидетельствуют об увеличении общего количества обратившихся на личный прием граждан в 2016 г. на 4,9 %.

 При этом, только в аппарате Главного управления осуществлен прием 4311 граждан, в территориальных следственных подразделениях – 6667 (АППГ – 4121 и 6349 соответственно), в том числе руководителями следственных органов осуществлен прием 2413 граждан (АППГ – 2267, +6,4 %), заместителями – 2598 (АППГ – 2066, +25,8 %).