В 2023 году подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 58 502 обращения, тогда как в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ) – 55 379, что свидетельствует о незначительном увеличении общего количества рассмотренных обращений граждан на 5,3 %.
Вместе с тем, отмечается снижение на 1,5 % числа поступивших в Главное управление обращений: с 67 835 в АППГ до 66 800 в 2023 году.
Сохраняется высокое число рассмотренных в Главном управлении обращений по вопросам, не относящимся к компетенции ведомства. Так, в 2023 году в соответствующие следственные органы по принадлежности направлено 4 103 обращения (АППГ – 5 172, - 20 %), на разрешение в другие министерства, ведомства и суды – 31 300 (АППГ – 23 422, + 25 %), на разрешение в органы прокуратуры – 2 627 (АППГ – 4 648, - 43 %), возвращено 331 обращение с жалобой на судебное решение с разъяснением порядка его обжалования (АППГ – 131, + 60,4 %).
Из общего количества разрешенных обращений 9 279 касались вопросов приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении (АППГ – 11 342, - 18,1 %); 9 570 – вопросов предварительного следствия (АППГ – 9 951, - 3,8 %); 2 923 – других вопросов деятельности Главного управлении (АППГ – 3 928, - 25,5 %).
Дубликатами являлись 1 545 обращений, в связи с чем они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 1 038, + 32,8 %).
В 2023 году в Главном управлении разрешено по существу 21 772 обращения (АППГ – 25 221, - 13,6 %), из которых удовлетворено – 0 (АППГ – 0), отклонено – 28 (АППГ – 85, - 67 %).
В большинстве случаев в отчетном периоде по результатам рассмотрения обращений заявителям даны ответы разъяснительного характера – 21 744 (АППГ – 25 123, - 13,4 %), что составляет 99,8 % от общего количества разрешенных обращений.
Особое внимание в Главном управлении уделяется рассмотрению запросов и обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Так, в общее число обращений, разрешенных по существу, входят 189 обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (АППГ – 327, - 42,2 %), 8 обращений от членов Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (АППГ – 9), 247 обращений от депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления (АППГ – 136, + 44,9 %), 22 обращения от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (АППГ – 4, + 81 %), 6 обращений Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (АППГ – 6).
Помимо рассмотрения обращений граждан и организаций сотрудниками Главного управления большое внимание уделяется разрешению жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.
Так, в 2023 году разрешено по существу 443 жалобы (АППГ – 889, - 50 %), в том числе 89 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 225, - 60,4 %). Решения об их удовлетворении не принимались (АППГ – 0). Кроме того, в Главном управлении разрешено 354 жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 664, - 46,6 %), по результатам рассмотрения которых решения об их удовлетворении не принимались (АППГ – 1).
В 2023 году также имели место факты обращения граждан в суд с жалобами на действия и решения сотрудников Главного управления в порядке ст. 125 УПК РФ.
Всего судами в отчетном периоде рассмотрено 296 жалоб (АППГ – 344, - 13,9 %), из которых 13 (АППГ – 11) удовлетворены.
По итогам рассмотрения жалоб судом оставлено без удовлетворения 252 жалобы (АППГ – 311, - 18,9 %), прекращено производство по 31 жалобе (АППГ – 22, + 29 %).
Жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ, по которым производство по уголовным делам и материалам проверок возобновлялось по причине подачи заявителями таких жалоб в суд, отсутствуют.
Вместе с тем качественное осуществление личного приема граждан является приоритетным направлением деятельности ведомства.
Согласно статистическим данным, всего в 2023 году осуществлен личный прием 17 026 граждан, тогда как в АППГ – 15 165. Указанные показатели свидетельствуют об увеличении общего количества обратившихся на личный прием граждан в отчетном периоде (+ 10,9 %). В аппарате Главного управления осуществлен прием 4 987 граждан, в территориальных следственных подразделениях Главного управления – 12 039 (АППГ – 4 696 и 10 469 соответственно). Руководителями территориальных следственных органов Главного управления осуществлен прием 7 887 граждан (АППГ – 6 484, + 17,7 %), заместителями руководителей – 3 725 (АППГ – 3 104, + 16,6 %).
Главным управлением на постоянной основе контролируется неукоснительное соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан и организаций, эффективность их разрешения и вопросы установления качественного взаимодействия с гражданами.