Об итогах работы с обращениями граждан в первом полугодии 2015 года


В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве (далее – Главное управление) работа с обращениями граждан осуществлялась в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказа Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», иными организационно – распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя Главного управления.

В первом полугодии 2015 г. подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 14167 обращений граждан, тогда как в АППГ – 14822, что свидетельствует о незначительном уменьшении общего количественного показателя рассмотренных обращений граждан на 4,4%.

Так, количественные и качественные показатели работы по рассмотрению обращений в подразделениях Главного управления в отчетном периоде 2015 года распределились следующим образом:

Количество рассмотренных обращений в территориальных следственных органах Главного управления по отношению к АППГ существенно возросло – с 7203 на 39,5% и составило 10049, тогда как в большей части подразделений аппарата Главного управления количественный показатель снизился на 45,9% с 7619 и составил 4118.

В Главном управлении разрешено по существу 8264 обращения (АППГ – 9176, -9,9%), из которых удовлетворено 150 обращений (АППГ – 108, +38,9%), отклонено – 1068 (АППГ – 2910, -63,3%), по 7046 обращениям даны разъяснения по существу (АППГ – 6158, +14,4%).

В общее количество разрешенных обращений входят 287 жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ (АППГ – 363, -20,9%), в том числе 72 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 87), а также 215 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 276).

Также, по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении, рассмотрение которых не требует принятия решений в порядке ст. 124 УПК РФ рассмотрено 4833 обращения (АППГ – 3902), из которых удовлетворено 142 (АППГ – 47). Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. указанный показатель вырос на 23,8%.

На 40,2% снизился количественный показатель обращений по вопросам проведения предварительного следствия, рассмотрение которых не требует принятия решений в порядке ст. 124 УПК РФ – 2904 (АППГ – 4853), из которых удовлетворено 4 обращения (АППГ – 61).

По другим вопросам деятельности Главного управления разрешено 240 обращений (АППГ – 58, +313,8%).

В связи с отсутствием вопросов, относящихся к компетенции как Главного управления, так и Следственного комитета Российской Федерации в целом, подразделениями Главного управления направлено по принадлежности в органы прокуратуры 1043 обращения (АППГ – 1085, -3,9%), в другие министерства, ведомства и суды – 4221 (АППГ – 3783, +11,6%).

Неизменно высокий количественный показатель направленных в иные органы обращений граждан (37,2% от общего количества рассмотренных обращений), разрешение которых не относится к компетенции следственных органов СК России, является стойкая убежденность заявителей в том, что органы Следственного комитета Российской Федерации являются высшей инстанцией правоохранительной системы Российской Федерации, уполномоченной осуществлять процессуальный контроль за деятельностью органов дознания, следственных органов других ведомств, а также органов прокуратуры и суда. В таких обращениях граждане выражают несогласие с принятыми решениями должностных лиц указанных органов и ставят вопрос об их отмене, а также принятии соответствующих мер, в том числе, административного и дисциплинарного характера.

Дубликатами являлись 332 обращения, в связи с чем, они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 524), кроме того, 307 обращений оставлено без разрешения и уведомления (АППГ – 254).

Помимо рассмотренных, на разрешение подчиненным руководителям и в соответствующие следственные органы СК России по территориальной принадлежности направлено 7388 обращений, тогда как в АППГ – 5314, то есть на 39% больше.

Увеличение указанного показателя обусловлено тем, в Главное управление поступает большое количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц следственных органов других субъектов Российской Федерации, а также адресованных в Следственный комитет Российской Федерации, так как граждане зачастую не представляют разницы между центральным аппаратом Следственного комитета и Главным следственным управлением по г. Москве, считая, что это один и тот же орган.

В общее число обращений, разрешенных по существу, входят 259 обращений депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (АППГ – 348, -25,6%).

В первом полугодии 2015 г. на 28,8% снизилось количество жалоб на действия должностных лиц Главного управления, рассмотренных судом в порядке ст. 125 УПК РФ; в анализируемом периоде их показатель составил 104 (АППГ – 146), из которых 1 жалоба удовлетворена (АППГ – 3).

В первом полугодии 2015 г. осуществлен личный прием 4900 граждан, тогда как в АППГ – 4276, т.е. на 14,6% больше. В аппарате Главного управления осуществлен прием 1978 граждан, в территориальных следственных подразделениях – 2922 (АППГ – 1597 и 2679, соответственно), в том числе руководителями следственных органов осуществлен прием 977 граждан (АППГ – 916, +6,7%), заместителями – 796 (АППГ – 667, +19,3%).

Руководителем Главного управления, а также исполняющим его обязанности лицом в отчетном периоде осуществлен личный прием 50 граждан (АППГ – 42, +19%), в том числе 7 граждан в ходе выезда в Приемную Президента Российской Федерации по приему граждан, его заместителями – 62 (АППГ – 48, +29,2%), из которых 10 граждан принято в ходе выездов, в том числе в ходе выезда в Приемную Президента Российской Федерации по приему граждан.

В связи с тем, что граждане не всегда имеют возможность лично обратиться в Главное управление либо присутствовать на личном приеме, ввиду проживания в других регионах, в Главном управлении организована и на постоянной основе осуществляется работа прямой линии телефонной связи граждан с руководителем Главного управления. Информация о днях проведения прямой линии заблаговременно размещается на официальном сайте Главного управления. Так, в первом полугодии 2015 года организовано соединение по прямой линии 5 заявителям.

Главным управлением на постоянной основе контролируется вопрос неукоснительного соблюдения установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан и организаций. Руководством Главного управления осуществляется личный контроль рассмотрения обращений граждан, поступивших с поручением Председателя Следственного комитета Российской Федерации и принятых на личном приеме, в том числе обращений, содержащих сведения о коррупционных правонарушениях, о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних и других социально незащищенных категорий граждан, а также жалоб на действия и решения руководителей подчиненных следственных подразделений и повторных обращений, содержащих доводы о нарушениях подчиненными сотрудниками конституционных прав граждан.