Об итогах работы с обращениями граждан в первом полугодии 2016 года


В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве (далее – Главное управление) работа с обращениями граждан осуществлялась в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказа Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», иными организационно – распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя Главного управления.

В первом полугодии 2016 г. подразделениями аппарата Главного управления, а также его территориальными следственными органами рассмотрено 18575 обращений граждан, тогда как в АППГ – 14167, что свидетельствует об увеличении общего количественного показателя рассмотренных обращений граждан на 31,1 %.

В анализируемом периоде в Главном управлении разрешено по существу 10583 обращений (АППГ – 8264, + 28 %), из которых удовлетворено 3 обращения (АППГ – 150, - 98 %), отклонено – 499 (АППГ – 1068, -53,3 %), по 10081 обращениям даны разъяснения по существу (АППГ – 7046, +43 %).

Из общего количества разрешенных обращений: 5664 – по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении (АППГ – 4833, +17,2 %); 4843 – по вопросам предварительного следствия (АППГ – 2904, +66,8 %); 76 – по другим вопросам деятельности Главного управлении (АППГ – 240, -68,3 %).

В связи с отсутствием вопросов, относящихся к компетенции как Главного управления, так и Следственного комитета Российской Федерации в целом, подразделениями Главного управления направлено по принадлежности в органы прокуратуры 1434 обращения (АППГ – 1043, + 37,5 %), в другие министерства, ведомства и суды – 5542 (АППГ – 4221, + 31,3 %).

Неизменно высокий количественный показатель направленных в иные органы обращений граждан (37,6 % от общего количества рассмотренных обращений), разрешение которых не относится к компетенции следственных органов СК России, является стойкая убежденность заявителей в том, что органы Следственного комитета Российской Федерации являются высшей инстанцией правоохранительной системы Российской Федерации, уполномоченной осуществлять процессуальный контроль за деятельностью органов дознания, следственных органов других ведомств, а также органов прокуратуры и суда. В таких обращениях граждане выражают несогласие с принятыми решениями должностных лиц указанных органов и ставят вопрос об их отмене, а также принятии соответствующих мер, в том числе, административного и дисциплинарного характера.

Дубликатами являлись 405 обращений, в связи с чем они приобщены к ранее поступившим (АППГ – 332).

Также по результатам рассмотрения обращений приняты следующие решения: оставлено без ответа по рапорту – 176; оставлено без разрешения по существу с уведомлением заявителя – 1; прекращена переписка – 222; возвращено обращений с жалобой на судебное решение с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения – 8; возвращено обращений, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, с разъяснением заявителю – 204.

Также для разрешения в территориальные следственные подразделения Главного управления направлено – 6612 обращений.

В соответствующие следственные органы СК России по принадлежности направлено 2273 обращения. Значительное число таких обращений обусловлено тем, что в Главное управление поступает большое количество обращений на действия (бездействие) должностных лиц следственных органов других субъектов Российской Федерации, а также адресованных в Следственный комитет Российской Федерации, так как граждане зачастую не представляют разницы между центральным аппаратом Следственного комитета и Главным следственным управлением по г. Москве, считая, что это один и тот же орган.

Помимо рассмотрения обращений граждан сотрудниками Главного управления большое внимание уделяется разрешению жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Так, в первом полугодии 2016 г. разрешено по существу 586 жалоб (АППГ – 287, +104,2 %), в том числе 108 – на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (АППГ – 72). Кроме того в Главном управлении разрешено 478 жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа на предварительном следствии (АППГ – 215). 

В отчетном периоде осуществлен личный прием 5207 граждан, тогда как в АППГ – 4900. Указанные показатели свидетельствуют об увеличении общего количества обратившихся на личный прием граждан в первом полугодии 2016 г. на 6,3 %. При этом, только в аппарате Главного управления осуществлен прием 1985 граждан, в территориальных следственных подразделениях – 3222 (АППГ – 1978 и 2922 соответственно), в том числе руководителями следственных органов осуществлен прием 1075 граждан (АППГ – 977, +10 %), заместителями – 1156 (АППГ – 796, +45,2 %).